пятница, 27 апреля 2012 г.

Задание 1


           Сопоставьте позиции, изложенные в приведенных ниже определениях. В чём Вы видите преемственность, а в чём - различие во взглядах авторов? Чья позиция Вам ближе? Укажите  то определение, которое Вам наиболее импонирует. 

Неоднозначность трактовок смысла понятия "содержание образования" может иллюстрировать приводимый ниже перечень дефиниций:
1.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
развитие общества;
укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
/../ Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
(Закон РФ «Об образовании», статья 14 "Общие требования к содержанию образования")
2.
Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества;
формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;
духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;
удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающегося с учетом его способностей;
развитие кадрового потенциала общества, удовлетворение потребностей экономики и социальной сферы в высококвалифицированных специалистах.
/../ Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
(проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", утверждённый Комиссией Правительства РФ в июне 2009г. Статья 19. "Общие требования к содержанию образования")
3.
Содержание образования, педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. /../ Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нём.
(Лернер И.Я., один из виднейших дидактов советского времени (из статьи в "Российской пед.энциклопедии" в 2-х т. - Т.2.- М., 1999.- С.349).
4.
Содержание (обучения, образования) - система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышлений, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения
 (Подласый И.П., украинский педагог, автор популярных в России учебников педагогики)
5.
…необходимо объяснить два принципиально отличных понятия, которые нередко ошибочно смешиваются - «содержание образования» и «содержание обучения».
Как правильно утверждают известные дидакты Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и другие, совокупность или система знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение - это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. Б.П.Есипов считает, что "отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели". С этой точки зрения базовое содержание нового учебного предмета "Технология" и содержание производственного обучения различаются. /../ Под базовым (инвариантным) содержанием "Технологии" понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану.
(Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб.пос. - М., 2004.- 480 с.)

2 комментария:

  1. Нам как учителям технологии ближе определение Крулякова Г.И

    ОтветитьУдалить
  2. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

    ОтветитьУдалить